ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
Главная страница > База знаний > Исключение из государственного реестра Ростехнадзора и ликвидация ОПО
05.06.2023
Цыганок Надежда
6 мин
Опасные производственные объекты (ОПО) - это объекты, где происходит производство, переработка, хранение, транспортировка и уничтожение опасных веществ. Они классифицируются на основе накопленного потенциала опасности, механизма причинения ущерба, вида опасности, характера возможных чрезвычайных ситуаций и других факторов.
ОПО определяет 116-ФЗ, учет ОПО ведется в Ростехнадзоре в Едином реестре опасных производственных объектов.
Исключение опасного производственного объекта из государственного реестра осуществляется в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявления заявителем.
Для исключения ОПО из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, а также при утрате объектом признаков опасности, или при изменении критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, заявитель представляет заявление, указывая причину исключения ОПО из Реестра, а также предоставляет копии соответствующих документов, подтверждающих:
В случае, если исключение ОПО из государственного реестра осуществляется в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающих отсутствие у такого объекта иных признаков опасности.
Учитывая изложенное выше, заявление об исключении ОПО из Реестра должны подавать заявители-организации и индивидуальные предприниматели, которые в настоящее время являются владельцами или законными эксплуататорами данного ОПО.
В связи с ликвидацией или выводом из эксплуатации ОПО, необходимо соблюдать определенный порядок действий:
1) Подготавливается специальное техническое задание (ТЗ) на ликвидацию ОПО.
Кроме того, в ТЗ вносятся общие сведения об объекте промышленной безопасности, включая его описание, условия строительства и эксплуатации, а также информация о необходимости разработки обоснования безопасности объекта промышленности.
Обратите внимание на сроки: разработка обоснования займет не менее недели, а экспертиза потребует такого же времени.
2) ТЗ направляется в проектную организацию, с которой заключается договор на разработку проекта ликвидации ОПО. В результате разрабатывается проект ликвидации опо.
3) В соответствии с требованиями закона, документация на ликвидацию ОПО подлежит проведению экспертизы промышленной безопасности.
Для этого заключается договор на проведение экспертизы промышленной безопасности, и подготавливается заключение экспертизы по проекту ликвидации ОПО.
4) Положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проекта ликвидации ОПО необходимо зарегистрировать в органах Ростехнадзора.
5) После получения положительного заключения экспертизы, необходимо выполнить условия, предусмотренные проектом ликвидации ОПО, и подготовить соответствующие документы, подтверждающие выполнение проекта.
6) Подготовить полный комплект документации для подачи в территориальное управление Ростехнадзора:
7) Представить комплект документов в территориальное управление Ростехнадзора для проведения процедуры исключения ОПО из госреестра.
8) Получить письменное уведомление об исключении ОПО из государственного реестра опасных производственных объектов.
Объем и состав документации, необходимой для ликвидации ОПО, зависят от разнообразных мероприятий, связанных с данной процедурой.
Они определяются как общими требованиями в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и прочих, так и специальными требованиями, применимыми к конкретным объектам.
Документация, связанная с ликвидацией ОПО, включает различные решения и регламенты, среди которых могут быть:
Документация, связанная с ликвидацией ОПО, должна включать мероприятия, которые обеспечивают промышленную безопасность объектов, учитывая геологические, сейсмические, климатические факторы.
Эти мероприятия направлены на:
Это основано на соответствующих положениях Федерального закона № 116 от 21.07.97 и Правил проведения экспертизы промышленной безопасности.
Необходимо предусмотреть меры по минимизации воздействия ликвидации ОПО на окружающую среду и обеспечить безопасную обработку и утилизацию отходов.
Стоит отметить, что в составе документации на ликвидацию ОПО требуется разработка декларации промышленной безопасности, если ОПО относится к I или II классу опасности.
Это основано на положениях Федерального закона № 116. Данная декларация должна пройти экспертизу промышленной безопасности.
Все указанные мероприятия и документация необходимы для обеспечения безопасной и эффективной ликвидации ОПО с учетом требований промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
В плане работ по изоляции и ликвидации скважины должна быть представлена следующая информация:
1) История бурения и эксплуатации скважины.
2) Техническое состояние ствола и устья скважины.
3) Информация о оборудовании скважины и прессовых давлениях, которым она подвергалась.
4) План работ по установке цементных мостов.
5) Испытания цементных мостов на прочность и герметичность.
6) Оборудование устья ликвидируемой скважины.
7) Ликвидация водозаборных скважин и восстановление нарушенных земель с указанием ответственных исполнителей.
При выполнении работ по установке цементных мостов можно применить следующие технологические особенности:
1) Способ установки мостов - метод равновесия.
2) Метод установки - контроль объема.
3) Используемая колонна труб - НКТ-73.
4) Глубина опускания колонны труб - до подошвы моста.
5) Тампонажный материал - цемент марки ПЦТ-I-G.
6) Жидкость для затворения - техническая вода с плотностью 1020 кг/м3.
7) Буферная жидкость - вода с добавлением порошкообразного структурообразующего материала МБП-С.
8) Продавочная жидкость - буровой раствор с плотностью 1050 кг/м3.
9) Обязательный контрольный анализ цементного раствора непосредственно на буровой перед началом работ по установке моста.
Последовательность работ по тампонажу и испытанию цементных мостов на прочность и герметичность:
1) Закачка буферной жидкости № 1 плотностью 1050 кг/м3.
2) Закачка цементного раствора плотностью 1930 кг/м3.
3) Закачка буферной жидкости № 2 плотностью 1050 кг/м3.
4) Закачка продавочной жидкости плотностью 1050 кг/м3 в объеме, рассчитанном заранее.
5) Подъем заливочных труб до уровня цементного моста.
6) Герметизация устья скважины с использованием превентора и подготовка к обратной промывке.
7) Срезка моста и обратная промывка с использованием продавочной жидкости + буфер №2 с контролем объема и параметров выходящего бурового раствора. Если в желобах отсутствует цементный раствор и буфер, продолжить обратную промывку, прокачивая дополнительно половину расчетного объема продавочной жидкости.
8) Разгерметизация устья скважины.
9) Подъем колонны заливочных труб на 100 м выше "головы" моста.
10) Ожидание затвердевания цемента (ОЗЦ) в течение не менее 24 часов с контролем проб и цемента.
11) Результаты работ по установке мостов, проверке на прочность и герметичность оформляются актами, подписанными исполнителями.
По завершении работ по ликвидации ствола скважины производится демонтаж превенторов, их обвязки, а также оборудование устья скважины в соответствии с требованиями. Дальнейшие действия зависят от использования земель, на которых находится скважина.
Понятие частичная ликвидация, является неправильным и может вызывать путаницу. Некоторые ошибочно смешивают его с понятием - реконструкция оборудования ОПО.
Важно отметить разницу между этими двумя терминами.
Реконструкция оборудования ОПО представляет собой процесс изменения объемов, емкостей и других характеристик .
Например, если ОПО состоит из шести скважин, и две из них имеют отрицательный дебет, то именно эти две скважины нельзя ликвидировать. Только после полной утилизации объекта он теряет свою опасность.
Следовательно, понятие частичная ликвидация, является неправильным термином для описания данной процедуры. Оно не относится ни к полной ликвидации объекта в целом, ни к техническому перевооружению (качественным изменениям для модернизации).
Оно относится именно к реконструкции (количественным изменениям).
Таким образом, важно использовать правильные термины и понимать разницу между ликвидацией, реконструкцией и другими процедурами при работе с ОПО, чтобы избежать недоразумений и соблюсти соответствующие нормы и требования.
В нашем институте ЕВИДПО вы можете повысить квалификацию по промышленной безопасности в кратчайшие сроки. По окончанию обучения вам будет выдан похожий документ:
ИТОГИ
В итоге, ликвидация ОПО и исключение их из реестра, в соответствии с правилами и нормами закона позволяют обеспечить безопасность и предотвратить аварии, а также обеспечить охрану окружающей среды.
Посмотрите курсы обучения
Промышленная безопасность